Метафизика Лавкрафта Даже самые близкие люди тщетно пытались проникнуть в
загадку Говарда Филиппа Лавкрафта (1890 - 1937). Из-под пера этого гениального
обитателя Новой Англии вышло собрание самых убедительных и страшных
работ мрачной беллетристики сегодняшних дней. Его истории уникальным
образом украшены тщательно проработанной псевдо-документальностью и
подробнейшими описаниями персонажей и мест действия. Часто говорится,
что, прочитав Лавкрафта, человек начинает с презрением относится к усилиям
его конкурентов. Это утверждение остается трудно опровержимым. Как и
следовало ожидать, Лавкрафт был растерзан и нещадно имитировался большим
числом писателей, чье воображение вспыхнуло от его известных "мифов
Ктулу" - термин, часто присваиваемый серии историй, основанных
на потустороннем пантеоне собственного изобретения Лавкрафта, Он был
глубоко убежден в том. что ссылка на классические мифологии разрушит
атмосферу временной и пространственной дезориентации, которую он стремился
создать, Лавкрафт создал своих собственных существ, чья доисторическая
деятельность на Земле привела в действие силы, двигавшие как человеческой
цивилизацией и гением, так и ужасами его просвещенного образования.
Если Фрейд и Эйнштейн одолевали свои соответствующие теории в изоляции
академических специализаций, Лавкрафт описывал поразительное влияние
физических и геометрических законов на психику человека. В то время
как он не спешил объявлять себя мастером научного теоретизирования,
он заслужил это звание в не меньшей степени, нежели Азимов и Кларк.
Что всегда оставалось загадкой для поклонников Лавкрафта, так это его
почти что обыденное отношение к своему труду. Он постоянно относился
к нему как одному из способов зарабатывать деньги. Людям, которые подозревали
личную веру в эти мифы, он отвечал, что объективная отстраненность от
материала необходима для эффективности процесса написания. Он имел обыкновение
упоминать о самых кошмарных своих рассказах с легкомыслием, граничащим
с насмешкой, словно не считал их настоящими литературными произведениями.
Как автор, Лавкрафт обладает заслуженной репутацией, но что можно сказать
о Лавкрафте - философе? Вероятно, самые важные тезисы философии мифов
Ктулу происходят из увлечения автора историей человечества, особенно,
классических эпох. То, что в большинстве его работ использованы материалы
египетских и арабских легенд, хорошо известно. Есть доказательства того,
что он остро чувствовал влияние цивилизации на человечество - как образовательное,
так и гнетущее. Его рассказы постоянно напоминают читателю, что человечество
отдалилось от самых гнусных и злобных форм животной жизни всего лишь
на короткий шаг. Он чувствовал тягу человека к познанию, даже под угрозой
риска своему рассудку. Лавкрафт словно все время пытается сказать, что
интеллектуальное совершенство достигается в согласованности с катаклизменными
ужасами, а вовсе не ведет к избавлению от них. Эта тема о постоянстве
взаимодействий между созидательными и разрушительными гранями человеческой
личности является краеугольным камнем доктрин Сатанизма, Теизм утверждает
что совершенство человека может быть увеличено отрицанием плотского
и покорностью морали. Лавкрафт отразил свое отрицание об m еприн я той
религиозной догмы в Серебряном ключе, и одинаково презрительно относился
к тем, кто, отвергнув религию, сдался на милость противоречивого заменителя,
такого, например, как общепринятого мнения или колдовства. Отсутствие
концепции поклонения per se сильно заметно в мифах Ктулу. Ньярлатотеп,
Шуб-Ниггурат, Йог-Сотот и Ктулу почитаются на странных празднествах,
но их отношения к своим последователям не выходят за рамки учителя и
ученика. Сравните описание лавкрафтианской церемонии и христианской
мессы или ритуала вуду, и вам сразу станет ясно, что элемент раболепия
несомненно отсутствует в первом случае.
|