РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ПО ГЕРОДОТУ 39. Так вот, осмотр животного производится указанным
способом. Жертвоприношение же совершается вот как. Отмеченное животное
приводят к алтарю, где приносят в жертву, и возжигают огонь. Затем,
совершив возлияние вином над алтарём, где лежит жертва, и призвав божество,
они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного
обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там
есть рынок и на нём торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок
и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой
же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или
всему Египту грозит беда, то да падёт она на эту голову. Обычаи, касающиеся
голов жертвенных животных и возлияния вина, у всех египтян одинаковы
и соблюдаются при каждом жертвоприношении, и в силу этого обычая ни
один египтянин не может употреблять в пищу головы какого-либо животного.
42. Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского (Амона-Ра) или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов. Только Исиду и Осириса, который, по их словам, есть наш Дионис, они все одинаково чтят. Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец <... > Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов, они считают баранов священными <... > Только в единственный день в году на празднике Зевса (Амона-Ра) они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса <... >. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и лотом погребают в священной гробнице <... >. 46. Итак, коз и коров в упомянутых округах египтяне не приносят в жертву и вот почему. Мендесийцы причисляют к сонму восьми богов также Пана (Банебджедста) и утверждают, что эти восемь богов древнее двенадцати. Пишут же художники и высекают скульпторы изображения Пана подобно эллинам - с козьей головой и козлиными ногами, хотя и не считают, конечно, такое изображение правильным, полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги. Но почему они всё-таки изображают его таким, мне трудно сказать. Мендесийцы почитают всех коз священными, но козлов ещё больше, чем коз, и козьи пастухи у них в большом почёте. Одного козла они, однако, особенно чтят, и смерть его всякий раз приносит великое горе всему Мендесийскому округу. Называется же козёл и Пан по-египетски одинаково - Мендес (Банебджедет). В бытность мою в этом округе произошло удивительное событие: козёл открыто сошёлся с женщиной. И об этом стало известно всем. 47. Свинью египтяне считают нечистым животным. И если
кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и
в одежде, которая на нём, погружается в воду. Так же и свинопасам, единственным
из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено
вступать ни в один египетский храм. Никто не хочет выдавать за них замуж
своих дочерей или брать в жёны их девиц, так что они женятся или выходят
замуж только между собой. Прочим богам, кроме Селены и Диониса (Исиды
и Осириса), египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам -
только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после жертвоприношения
они вкушают свинину. О том, почему в другие праздники они пренебрегают
свиньями, а в этот приносят в жертву, у египтян существует сказание.
Я знаю это сказание, но не считаю благопристойным его рассказывать.
Жертвоприношения же свиней Селене совершаются вот как. После заклания
свиньи жрец кладет рядом кончик хвоста, селезёнку и сальник и покрывает
их всем жиром из брюшины животного. Затем всё это сжигают в огне. Остальное
мясо съедают ещё в день полнолуния, когда приносят жертву. В другой
день уже больше никто не станет есть свинины. Бедняки же по скудости
средств [ к жизни] вылепливают фигурки свиней из пшеничного теста, пекут
их и приносят в жертву. 66. <... > Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те всё же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околевает кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове . 67. Трупы кошек отвозят в Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своём городе в священных гробницах. Так же, как собак, хоронят ихневмонов; землероек же и ястребов отвозят в город Буто (егип. Пе), а ибисов - в Гермополь. Медведей, редких в Египте, и волков, которые несколько больше лисиц, хоронят там, где найдут мёртвыми. <... > 69. <... > Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет, и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера (в Фаюме) почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живёт, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу <... > 71. <.,. > Гиппопотамы в Папремитском округе считаются
священными, а в остальном Египте - нет.<... > 86. Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников . При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный [при бальзамировании того,] кого мне не подобает в данном случае называть по имени (Осириса - Диониса). Затем они предлагают второй способ, более простой и дешёвый, и, наконец, третий - самый дешёвый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания t Растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищает всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми- благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями, кроме ладана, и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью - её употребляют вместо клея. После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене. 87. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны [первого] приходится выбирать второй способ бальзамирования, то [мастера] поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло , не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая. 88. Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным. 89. Тела жён знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища. 90. Если какого-нибудь египтянина или - что всё равно
- чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города,
где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его,
обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице.
Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки]
Нила (Хапи) сами своими руками погребают покойника как некое высшее,
чем человек, существо.
Библиотека сайта "Оливия Анэкен Лун" |