Лекция III

Третий Аркан

Знак алфавита, соответствующий третьему аркану, есть Ghimel

Его иероглиф - берущая рука, в смысле - кисть руки, сложенная так, что
образует узкий канал, могущий что-либо вместить.

От идеи узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним
этапом в процессе рождения, а от этого - к самой идее рождения.

Отсюда название аркана по Ипостасям теософического тернера:
Divina Natura, Partus, Generatio.

Идея произвождения тесно связана с элементом любви или, в более общем
смысле, с элементом аттрактивности (всемирное тяготение, обычная любовь,
милосердие, универсальная любовь суть частные проявления этого общего
начала).

Богиня аттрактивности называлась Венерой. Этим объясняется одно из ученых
названий этого аркана - Venus Urania (Венера во Вселенной - в
астрономическом мире).

Другое ученое название - Physis - Природа. Вульгарное название -
l'Imperatrice.

Геометрический символ 3-го аркана, вызывающего представление о тернере,
будет - восходящий или нисходящий треугольник,смотря по характеру
тернера.

Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами,
символизирующими 12 знаков Зодиака. Принцип рождения в физическом плане
тесно связан с различными фазами получения Землею солнечной энергии. Фазы
эти определяются нахождением Солнца в том или другом знаке, а потому
самый Зодиак является в оккультизме намеком на физический план, на
физическую характеристику.

Сидящая женщина "облечена в Солнце и корчится в муках рождения" (Откр.
XII, 1-2).

Вопрос о рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр
притяжения (планетной любви) нашей системы, вместе с тем играющий роль
центра эманации жизни, а следовательно, и всякого произвождения.

В левой руке у женщины скипетр со знаком <F52P12M>v<F255P255D> Венеры.
Выходит, что она вечно царит любовью над тем, что рождено, и тем, что
родится.

Астрологическое соответствие этого аркана и есть влияние Венеры.

Самый знак <F52P12M>v<F255P255D> есть синтез двух знаков:
<F52P12M>o<F255P255D>, служащего знаком Солнца - производительных
эманаций, и +, означающего, как мы узнаем позднее, мир стихий, или
элементов, т. е. совокупность влияний среды.
Получается, что любовь обусловливает победу производительных эманаций над
затруднениями, создаваемыми окружающей средой.

В правой руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что
принцип произвождения распространяется на самые высокие сферы. У орла
висит равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс
рождения есть естественное последствие процесса совокупления активного
начала с пассивным (см. аркан 2-й).

Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе
(об этом позже), и под ногою держит Луну, символизирующую здесь материю
подлунного мира, как наинизшую сферу произвождения. Иногда встречается
искажение фигуры - крылья у женщины, вместо Солнца, ее облекающего. Эти
крылья намекают на восхождение от Isis Terrestris к Isis Coelestis.

Какой же тезис подтверждает аркан?

Он, прежде всего, дает гностическую формулу: "ничто не творится, все
рождается", т. е.- всегда есть Jod <F228P10M>i<F255P255D>,
оплодотворяющий He <F228P10M>h<F255P255D> и тем определяющий рождение
элемента <F228P10M>v<F255P255D> (Vau - 6-й аркан) - Отец, мать, дитя.

Активное и пассивное, нейтрализованные андрогинным.

Помимо этого или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан
провозглашает закон Тернера, как общий и мировой. А потому уместно будет
присовокупить к описанию аркана примеры разбора каких-либо типичных
тернеров. Сначала дам намек на некоторый тернер типа нисходящего
треугольника. Теософический тернер - Архетип - Человек - Природа -
вызывает в нас теологическую схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или
Бог-Отец; Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын, и Бог,
проявляющийся в Природе - Бог-Дух Святой.

Сообразно этой тройственной шкале манифестаций Единого Божества, в
которой средний термин нейтрализует крайние (Человек связывает Природу с
Архетипом), я позволю себе указать на 3 типа искания душами Бога: есть
души, ищущие Бога-Отца метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в
своем сердце и объединяющие группы людей во имя этого искания; есть души,
разыскивающие Бога созерцанием природы и примирением с ее непреложными
законами; это - искательницы Духа Святого.

Подробнее об этом узнаете в Тайнах Каббалы.

Теперь разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т. е. типа
Тернеров Великого Аркана.

Тот же Тернер "Архетип - Человек - Природа" наводит на следующее
построение, если его термины понять возможно широким образом в вопросе о
ходе событий во Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто
гармоничное, андрогинное, всезнающее, вседовольное, одаренное притом
способностью проявления активности и, соответственно этому, могущее
ограничивать сферу этой активности. Как выражаются обыкновенно,- это
Высшее Начало раздваивается на активное и пассивное проявление, давая
этим схему упомянутого треугольника.

Параллельно с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме,
клеточками которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на
других планетах, может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование
таких клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех
космических телах - солнцах, планетах и т. п. - и вы создадите
представление о Мировом Человеке, живущем жизнью коллективной сущности и
имеющем Волю согласно Великому Закону индивидуализации.

Еще говорите о Природе, как результате группировки всех элементов, как
индивидуализированных вашим миросозерцанием, так и
неиндивидуализированных, и эту совокупность мыслите, как динамизированную
основными схемами закономерных проявлений, т.е.- принципом каузальности.

Эти два полюса - Человечество и Природа - будут манифестациями Архетипа:
первый - активной, второй - пассивной по схеме нашего треугольника (здесь
термины "активный" и "пассивный" взяты в относительном, а не в абсолютном
значении).

Теперь займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого
Аркана, а именно тернером "прошедшее - настоящее - будущее".

Ведь настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области
того, что мы называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который
мы именуем "настоящим", мы не сумеем разграничить эти области.

"Настоящее" эманирует "прошедшее" и "будущее", причем в прошедшем
сказывается его относительно пассивная, косная сторона (его не
переделаешь), а в будущем - сторона активная.

Сблизив наши два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону
аналогий настоящим, что Человечеству аналогически принадлежит будущее, а
Природа базирует свои манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше:
Человечество владеет Будущим по праву Человеческой Свободы при помощи
инструмента, именуемого Коллективной Волей Человечества. Природа
базируется на Прошедшем в форме т. наз. Судьбы, инструментом которой
является Рок (слепой, неумолимый, и потому косный, как бы относительно
пассивный).

Архетип обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву
Вседовольства и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике,
который именуется Провидением. Провидение соответственно этому
нейтрально, андрогинно и играет роль Света, озаряющего поле деятельности
остальных двух элементов.

Обращаю ваше внимание на то, что на нашем языке термин "настоящее" имеет
два значения: одно - касающееся реальности объекта, другое - помещающее
объект в определенный момент времени.

Всякий прием рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим
для рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему
плане жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: "Ты
делаешь то-то", а не "ты сделаешь" или "ты сделал".

Непреложный метафизический или научный тезис также формулируется в
настоящем времени. Ощущение, которое вы будете характеризовать как
прошедшее или будущее, никем не будет признано реальным. Его в лучшем
случае назовут туманными терминами "рефлекс", "галлюцинация" и т. п.

Возвращаясь к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d'Olivet,
что мировая история зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).

Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется
на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком,
который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит
в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это
время история Человечества носит эволютивный характер.

Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в
единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать
нельзя: все зависит от отношения сил Воли и Рока.

Если Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным
указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет.
Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока,
неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма
мощными, весьма ощутительными, но ход истории удаляет мир от принципа
Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения
Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в
это время инволютивна.

Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre
d'Olivet, управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в
течение определенного воплощения (инкарнации) этой души.

Треугольник примет вид чертежа 6-го.

Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т.
наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает,
а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего
момента бинер добро - зло.

Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т.
наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих
инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных
для приобретения мудрости условиях, как говорят - с чистой кармой;
погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости,
еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий.
Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные
условия жизни.
Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений
кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма,
которую бы нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли,
отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей
инкарнации:
страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько
сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и
сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации.

Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического
Треугольника:

1) Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат - очищение Кармы.

2) Воля заодно с Кармою против Совести. Это - т. наз. эгоистический
оппортунизм. Результат - видимые удачи в жизни при наличности отягощения
Кармы.

3) Борьба Воли с Кармою без консультации Совести. Результат не может быть
формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.

4) Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат - неудачи в жизни и
отягощение Кармы.

Шкалярные тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т.
е. представляющие собой явную совокупность трех основных степеней одного
и того же проявления, условимся называть абсолютными тернерами. Им мы
попытаемся уподобить другие тернеры, для признания которых надо
примиряться с некоторыми условностями, как бы становиться на особую
точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными, связывая каждый из
них условно или символически с каким-нибудь абсолютным тернером.

Дадим два примера таких тернеров. Первый пример заимствуем из природы,
второй - из области ритуального символизма.

Рассмотрим ствол человеческого тела, подразделив его на голову, грудную
полость и полость живота. Свяжем аналогично голову с ментальным планом,
ну хотя бы потому, что проявления ментальной работы у воплощенного
человека стоят как бы в связи с отправлениями головного мозга.

Грудь свяжем с представлением об астральном плане, ну хотя бы потому, что
физическая тренировка адептов астральной работы отводит центральное место
упражнениям дыхательных органов. Живот свяжем аналогически с физическим
планом, ну хотя бы потому, что функции пищеварительных органов
натурально связаны с делом обновления клеточек тела.

Вот вам и аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной
форме: деятельность головы управляет распределением нервных флюидов,
деятельность грудной клетки - обновлением жизненной силы крови,
деятельность живота - реставрацией тканей (вопрос о т. наз. циркуляции
лимфы).

Хотите оправдать практически ваше искусственное построение?
Рассмотрите голову - аналогию ментального плана - и ищите в ней три
подплана этого плана. Глаза сойдут за представителя ментальности в
голове,- вы по взгляду поверхностно заключаете о рассудочной деятельности
субъекта; нос будет представителем астральности в голове, - по его
состоянию вы часто имеете возможность делать поверхностные заключения в
области патологии грудной полости; рот пусть будет представителем
физического плана, посланником полости живота, о расстройствах органов
которой вы часто судите по губам, языку и т. п.

Это подразделение намечает путь к признанию нашего тернера не вполне
произвольным, а как бы естественно-символическим.

Теперь дам пример искусственно-символического тернера, объяснив схему
знаменитого Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).

Его изображение дает чертеж 7-й.

Трезубец Парацельса.

Зубцы металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка -
деревянная или эбонитовая, т. е. во всяком случае - изолирующая. Прибор,
с практической точки зрения, представляет собой магическую шпагу с тремя
остриями.

Сделаем анализ надписей на зубцах, знаков, начертанных около основания
зубцов, и золотой надписи на рукоятке. Начнем с зубцов.

На верхнем выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен,
внимай); надпись эта очерчивает сферу пассивных проявлений Человека в
области жизни физического плана (вернее - в области трех планов при
наличии инкарнации в физическом).

На нижнем зубце мы читаем: Imo (грамотнее было бы Immo, что значит: -
напротив, наперекор, в смысле - сопротивляйся, проявляй себя активно).

Средний зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить так: ap
+ do + sel.

Ap надо заменить греческим <F128P10M>ar<F255P255D>, начальными буквами
слова <F128P10M>arch<F255P255D> (архе) = начало = высший элемент = mens.

Слог do должен читаться справа налево - od; это название положительно
поляризованного астрала. Следовательно, это астросом в сфере мужских
проявлений.

Sel (латинское sal) означает соль = бродило физического плана -
символизирует самый физический план.

Итак - три зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный
Человек (mens + anima + corpus) должен уравновешивать бинер повиновения и
сопротивления; он должен лавировать между этими приемами. Этот тернер
очерчивает сферу деятельности Человека.

Во втором тернере знаков <$&pp1[-]> и <F52P12M>h<F255P255D> первый знак,
подобие рака, поставлен вместо знака <F52P12M>B<F255P255D> Рака. Этот
зодиакальный знак астрологически есть дом Луны, планетное влияние которой
проводит пассивное начало в пассивный же верхний зубец.

Змея, имеющая головой знак Юпитера, есть символ астрального tourbillon,
которым авторитет (знак Юпитера) Человека проводится в мировой астраль.

Третий знак есть испорченный знак <F52P12M>L<F255P255D> зодиакального
Льва, служащего домом активному Солнцу, проводящему свое влияние в
нижний, активный зубец.

Как видим - второй тернер относится к области форм, проводящих влияние
рукоятки в зубцы.

Рукоятка украшена золотою надписью

P.P.P. VLIDOXFATO,

где тройное P следует опрокинуть для получения тройного лингама -
оплодотворение в трех планах. V есть латинское числительное 5,- указание
на пентаграмму,- символ человеческой Воли; LI - начальные буквы слова
libertate - (свободою); VLI = pentagrammatica libertate = свободою
человеческой Воли.
DOX значит doxa (осведомленностью), т. е. тем, что нам дает элемент
совести. FATO значит Роком, Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам говорит
о праве Человека на попытки произвождения в трех планах и в силу
существования того, что мы ставили в вершинах Мистического треугольника
Fabre d'Olivet.

Этот тернер касается сферы ментального, даже метафизического характера
наших абсолютных прав на три плана.

Весь трезубец будет символизировать Человека вообще в двух высших планах
(рукоять, схема астрологических знаков) и дифференцировать его как
Мужчину в физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).

Практически прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно
уменьшенном формате применяется в герметической медицине при лечении
мужской импотенции. Вот пример системы трех тернеров в области
символизма.

 


Библиотека сайта "Оливия Анэкен Лун


Вернуться в раздел "Оккультизм и языческие религии"





Сайт создан в системе uCoz